МБДОУ Детский сад №5 Теремок

"Воспитание сказкой"

20 - 30 апреля

 Реализация ежемесячных мероприятий на апрель месяц по среднесрочному проекту "Воспитание сказкой".

5627f63280594f84ea73b80df3db2cd1.jpg

a074f07919bdb467f0d2585d3f0fb161.jpg

Цель проекта:Заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок. Повысить уровень социально-личностных показателей развития младших дошкольников.

Разучивание пальчиковых игр

f7262c86c0323f26dada6c25d678ff5a.jpg

139c5a1d4e9cc1ff2f65e4b0a2c61c97.jpg

9ece8603879534fa8d9636283dc59731.jpg

6f121c582672c0dabbf9887297c90a44.jpg

Консультация для родителей

«В чём сила сказки»

Старые, добрые, забытые сказки. Надо признать, что современные дети практически не слышат их. Родители читают сказки своим малышам непростительно редко. В лучшем случае - на ночь. На много проще включить телевизор, какую-нибудь передачу, поставить диск и заниматься своими делами. При этом редко кому интересно, что услышит ребёнок или правильно ли поймёт какое-либо событие. Равнодушие взрослых? Нет. Не понимание. Мы можем ждать чего-то хорошего от наших детей, если вложили в них это "что-то". Сами. Не телевизионные передачи. Вам некогда читать сказки, вы слишком заняты? Кажется, важнее обратить внимание на грязную рубашку и порванные колготки? Вам необходимо "пожурить" ребёнка за плохое поведение? Дать ценные советы на день грядущий? Но ведь всё это можно сделать с помощью сказок. Не читать нотации, а общаться на более понятном ему языке. С помощью оценки сказочных героев. Как будто со стороны, но ребёнок обязательно примет к сведению то, что самостоятельно осудил. Если вы всё-таки читаете сказки, обращаете ли вы внимание не содержание сказки? В книжных магазинах большое количество сказок. Трудно разобраться в их содержании. Покупайте сказки проверенные, содержание которых вам знакомо. Порой даже взрослому человеку трудно понять смысл некоторых современных сказок. Их тематика разнообразна. Помните одно- сказка должна чему-то научить ребёнка. В этом заключается её главное назначение. Не надо брать длинную сказку, с запутанным сюжетом. Выберите короткую по содержанию, но ёмкую, "умную". Хорошо, если в ней будет не только понятное содержание, но и герои с яркими характерами и поступками. Так, чтобы после прочтения можно было поговорить о сказке. Остановимся на этом подробнее.

Прочитав сказку, уделите немного времени для беседы с ребёнком. Можно сделать это через короткое время, не сразу. Вы узнаете о своём малыше многое, ведь в оценках сказочных героев проявится его отношение к событиям, характерам персонажей. Вас может удивить, что сынок очень рад, что ведьму привязали к хвосту лошади и она обязательно умрёт, а дочь развеселится, когда услышит, что царь заживо сварился в кипящем молоке. Вам это понравится? Зло должно быть наказано, но, может, не так жестоко? Вы не задумывались над этим? Напрасно. В сказках бывает всякое, говорите с ребёнком о прочитанном, не нравится жестокость - придумайте другой конец для сказки. Как ещё можно было бы исправить злого персонажа? Как помочь ему стать добрым? Дети выступая в роли защитника и доброго судьи станут немного мудрее и добрее, ведь от них будет зависеть, пусть и вымышленная, но жизнь. Бывает доброе в сказках таким не заметным. В сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" никто не называет спасителем слугу, который не побоялся ведьмы и позвал на помощь. А ведь именно он спас Алёнушку. Читайте сказки , которые и вам будут интересны. Разговоры о сказке с ребёнком и для вас станут откровением. Похвалите ребёнка за его желание "не губить" пусть даже и злого героя. Пусть у малыша останется желание и надежда, что всё можно исправить и всем помочь. Воспитывайте доброту в маленьком человеке и она обязательно отзовётся и для вас.

Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет существовать им столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

       Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные идеи:

· Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.

· Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.

· Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.

· Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.

Сказки достаточно разнообразны, как и наша  жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки.

Каждому – свое.

Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза – дереза») Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. (Катится, катится колобок; тянут – потянут, а вытянуть не могут.)

Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла. («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена») Поэтому они могут быть полезны для подростков.

Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки – страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их ребенок освобождается от состояния тревожности, каких – то реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

Сказки учат.

· Сказка показывает возможные и желательные формы поведения.

Пример Иванушки – дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию – достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.

· Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы.

Возможность использования волшебной силы – это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.

· Сказка позволяет переживать эмоции.

Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца заиграться, загуляться».

· Сказка обладает силой внушения.

Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

· Сказка готовит к взрослению.

Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках.

Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:

-О чем эта сказка?

-Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

-Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

-Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью – либо помощь?

-Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

-Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Каждый может стать сказочником.

Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону. Вот один из приемов, который можно использовать для создания своей сказки:

-Сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребенка;

-Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном цвете, опишите его. Это начало вашей сказки;

-Теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;

-Дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.

Жизнь, как в сказке.

Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке. Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда могут происходить чудеса, проявляться нераскрытые качества человека, может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не ожидание чуда?

Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза – это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто есть кто. Я знаю ребенка, который до 11 лет верил, что Дед Мороз существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно только позавидовать. Волшебные праздники – а ведь каждый праздник можно сделать волшебным – несут огромный заряд положительной энергии.

Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.

Загадки о сказках и сказочных героях

1. Из муки он был печён,

на сметане был мешен,

на окошке он студился,

по дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

и в пути он песни пел.

Съесть его хотел зайчишка,

серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

встретил рыжую лису,

от неё уйти не смог.

Что за сказка?

(«Колобок»)

2. Его отца схватил Лимон,

в темницу бросил папу он.

Редиска – мальчика подруга,

не бросила в беде той друга

и помогла освободиться

отцу героя из темницы.

И знает каждый без сомнений,

героя этих приключений.

(Чиполлино)

3. Возле леса на опушке,

трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

кто герои этой сказки?

(Три медведя)

4. Ни у кого, ни у кого,

спросите целый свет,

нет носа тоньше моего,

длиннее носа нет!

Ношу я длинный, длинный нос,

я мальчик непростой,

сто приключений перенёс,

но вот в конце концов принёс,

для всех друзей своих принёс

я ключик золотой!

(Буратино)

5. Носик круглый, пятачком,

им в земле удобно рыться,

хвостик маленький крючком,

вместо туфелек – копытца.

Трое их, и до чего же

братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

кто герои этой сказки?

(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

6. Скорей бы приблизился вечер

и час долгожданный настал,

чтоб мне в золочёной карете

поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

откуда я, как я зовусь,

но только лишь полночь настанет,

к себе на чердак я вернусь.

(Золушка)

7. Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох засела крепко,

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный, общий труд.

Кто засел так крепко? Кто же это?

(Репка)

8. Крыша любая ему до плеча,

люди прозвали его «Каланча»,

я вас прошу, никуда не гляди,

вспомни ты имя этого дяди?

(Дядя Стёпа)

9. С кем Мороз играет в прятки,

в белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку

и зовут её….

(Снегурка)

10. Из цветка тюльпана вышла,

зимовала в норке мыши,

ласточка её спасла,

в страну эльфов унесла.

(Дюймовочка)

11. Толстяк, живёт на крыше,

летает он всех выше.

(Карлсон)

12. Из театра Карабаса убежала.

Звери, птицы её просто обожали,

Занималась воспитаньем Буратино

Голубоволосая ….

(Мальвина)

13. Самый главный умывальник,

над мочалками начальник,

щётки у него солдаты.

Что за командир, ребята?

(Мойдодыр)

14. Дюймовочки жених слепой,

живёт всё время под землёй?

(Крот)



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.