МБДОУ Детский сад №5 Теремок
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
24 сентября [ср]
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6лет; познакомить родителей с особенностями образовательной работы. Форма проведения: дистанционно. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности. Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития. Это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В этом возрасте дети как губка впитывают всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Этот период называют сензитивным- наиболее благоприятным для развитиявсех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (Игра «Раздели слово на чисти», «Продолжи предложение», «Назови детеныша» и т. д. Конструктор или строитель хорошо развивает логическое мышление. Важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы,алгоритмы. Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать лишний предмет и сказать, почему он лишний. «Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать. В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе. Развитие психических процессов: ВНИМАНИЕ: 5-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут; - удерживать в поле зрения 6-7 предметов; - находить 5-6 отличий между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - находить 4-5 пар одинаковых предметов; - Неспособность быстро и часто переключать внимание. ПАМЯТЬ: - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; - рассказывать наизусть несколько стихотворений; - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; сравнивать два изображения по памяти; легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; - Преобладает непроизвольная память. МЫШЛЕНИЕ: - определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 9 частей; - находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов). Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением. ФЭМП Счет в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения. Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии. Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе. Социально – нравственное развитие: Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит; - стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых; - проявляет чувство привязанности и симпатии к людям; - проявляет навыки взаимодействия с детьми; - активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность. Развитие личности: Желает показать себя миру; Он часто привлекает к себе внимание, т. к. ему нужен свидетель его самовыражения; Стремится к большей самостоятельности; Очень хочет походить на значимых для него взрослых; проявляет волевые усилия при преодолении трудностей. Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Игровая деятельность: Действия детей в играх становятся разнообразными. Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Конструирование: Конструирует из бумаги (оригами, строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы. Дети осваивают 2 вида конструирования: 1. От природного материала к художественному образу (ребенок достраивает природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями) 2. От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ). Изобразительная деятельность: Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Трудовая деятельность: Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. Гигиенические умения: • ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом; • по мере необходимости пользуется носовым платком; • самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за ее опрятностью; • положительно относится к оздоровительным и закаливающим мероприятиям. Отношения со сверстниками: - Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры; - часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения; - В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя; - начинают осознавать половые различия. Отношения со взрослыми: Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Формируются высшие чувства: Моральные: - чувство гордости - чувство стыда - чувство дружбы Интеллектуальные: - Любознательность - Интерес - удивление Эстетические: - Чувство прекрасного - Чувство героического В этом возрасте дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а девочки, наоборот, папу к маме. Это порождает агрессивные выпады. Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Формируется основная черта характера ребенка «Я» – позиция. Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Берегите психику детей. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.